«Функциональная
грамотность – это способность человека использоватьприобретаемые знания
для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общении и социальных отношений»
А.Леонтьев
«Развития личностного
потенциала приведет, прежде всего, к тому,
что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, а в мире культуры достоинства,
где он может стать успешным, развить самого
себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»
А.
Асмолов
Введение
Актуальность
и значимость темы.
На данном этапе обучения перед учителем
актуальна задача повышения функциональной
грамотности обучающихся [12].
Данное понятие включает в себя способность учащихся применять
предметные знания, базовые навыки для
решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени
сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. (Читательская
грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников.
Москва. Академия Минпросвещения России, 2021-80с.) Общепринятым сегодня
является тезис о том, что обязательными структурными компонентами
функциональной грамотности являются (читательская,
математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные
компетенции). На всех этапах обучения приоритетное внимание уделяется
читательской грамотности как одному из центральных предметных умений, которые
формируются всеми предметами. Данная методическая
разработка направлена на формирование и оценку функциональной
грамотности учащихся (4к-компетенций, читательской грамотности) в рамках
учебных предметов «Иностранный язык», «Окружающий мир», «Право» в контексте
внедрения технологии «Исследование урока» в формате работы профессионально обучающегося
сообщества учителей. Она представляет
комплексный вариант решения проблемы когнитивного
развития, ориентированного на развитие у школьников
навыков и компетенций 4-к [11] и призвана реализовывать такие учебные задачи как: уметь добывать
информацию, применять ее и полученные знания
на практике, в жизненных ситуациях, взаимодействовать с окружающими. Модель уроков4-К: креативное мышление,
критическое мышление, коммуникация, кооперация- одна из современных моделей
уроков, направленных на формирование необходимых компетенций. Наиболее важными
становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому
когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга.
Формируя «мягкие навыки» по системе 4К, школа формирует такие необходимые
качества характера учащихся как инициативность, настойчивость, лидерство,
адаптивность в формате профессионального обучающегося сообщества учителей (ПОС)
[11]. Технологией реализации формата является «Исследование урока». Группы сообщества
обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором,
благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие
группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, все участники группы в
полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс.
Несмотря на то, что
только один учитель будет вести урок, вся группа принимает на себя
ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и
учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного
учителя. Следующей особенностью «Исследование урока» является то,
что учитель делится накопленным знанием с широкой педагогической
общественностью.
«Исследование урока» является коллаборативным
подходом (который подразумевает тесное взаимодействие участников
образовательного процесса) в обучении учителей и развитии их практики
преподавания и обучения, а также исследование в действии, поскольку
предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место имеет процесс
«исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя
изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно формировать и развивать
функциональную грамотность для повышения качества обучения? Ключевыми
характеристиками являются креативность и научная точность. Креативность
инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых
подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении
ученика, который будет подтверждать эффективность используемых методов.
Главное достоинство данной технологии состоит в создании четкой цикличной взаимосвязи участников образовательного процесса по решению задач, направленных на повышение и оценку функциональной грамотности учащихся, развитие их личностного потенциала. Теоретико-методологическая основа данного опыта
Комментариев нет:
Отправить комментарий