Мастер-классы

Технология  «Исследование урока»  как средство формирования и оценки функциональной грамотности учащихся (компетенций 4-к, читательской грамотности) в рамках учебных предметов «Иностранный язык», «Окружающий мир», «Право»

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении  и социальных отношений»

А.Леонтьев

«Развития личностного потенциала  приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, а в мире культуры достоинства, где он может  стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»

А. Асмолов

Введение
Актуальность и значимость темы.

      На данном этапе обучения перед учителем актуальна задача повышения функциональной грамотности обучающихся [12]. Данное понятие  включает  в себя способность учащихся применять предметные знания,  базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. Москва. Академия Минпросвещения России, 2021-80с.) Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются (читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции). На всех этапах обучения приоритетное внимание уделяется читательской грамотности как одному из центральных предметных умений, которые формируются всеми предметами. Данная методическая разработка направлена на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся (4к-компетенций, читательской грамотности) в рамках учебных предметов «Иностранный язык», «Окружающий мир», «Право» в контексте внедрения технологии «Исследование урока» в формате работы профессионально обучающегося сообщества учителей. Она представляет комплексный вариант решения проблемы когнитивного развития, ориентированного на развитие у школьников навыков  и компетенций 4-к [11] и призвана реализовывать такие учебные задачи как: уметь добывать информацию,  применять ее и полученные знания на практике, в жизненных ситуациях, взаимодействовать с окружающими. Модель уроков4-К: креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация- одна из современных моделей уроков, направленных на формирование необходимых компетенций. Наиболее важными становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга. Формируя «мягкие навыки» по системе 4К, школа формирует такие необходимые качества характера учащихся как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность в формате профессионального обучающегося сообщества учителей (ПОС) [11]. Технологией реализации формата является «Исследование урока». Группы сообщества обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, все участники группы в полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс.

Несмотря на то, что только один учитель будет вести урок, вся группа принимает на себя ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного учителя. Следующей особенностью  «Исследование урока»  является то, что учитель делится накопленным знанием с широкой педагогической общественностью.

         «Исследование урока» является коллаборативным подходом (который подразумевает тесное взаимодействие участников образовательного процесса) в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, а также исследование в действии, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно формировать и развивать функциональную грамотность для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых методов.

          Главное достоинство данной технологии состоит в создании четкой цикличной взаимосвязи участников образовательного процесса по решению задач, направленных на повышение и оценку функциональной грамотности учащихся, развитие их личностного потенциала.  Теоретико-методологическая основа данного опыта 


Исследование урока в рамках технологии профессионально обучающегося сообщества (ПОС). Критическое мышление.


Видео-фрагмент

Комментариев нет:

Отправить комментарий